Безопасность детей

Направления работы

  • С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
  • С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
  • С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха

Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

  • охрана жизни и здоровья детей
  • противопожарная и техногенная безопасность
  • предупреждение дорожно-транспортного травматизма
  • обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов

Основные задачи

  • Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
  • Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
  • Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
  • Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
  • Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
  • Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
  • Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
  • Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей

Школа ответственных родителей

КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧАТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ?

Чем раньше — тем лучше. Ведь ребёнок в первый раз становится участником дорожного движения буквально через считанные дни после рождения — когда вместе с мамой покидает роддом, чаще всего на автомобиле (надеемся, та, самая первая поездка вашего малыша в автомобиле, как и все последующие, будут только в детском удерживающем устройстве: сначала — в автолюльке, а затем — в автокресле.)

В 2–3 года ребёнок начинает активно познавать мир. Это самое благодатное время для того, чтобы заложить в его голову непреложные истины по безопасному поведению на дороге. У детей 2–3 лет необходимо формировать следующие навыки:

  • по дорогам ходить одному нельзя, можно только с родителями или другими знакомыми взрослыми;
  • дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;
  • рядом с дорогой надо быть очень внимательным, нельзя играть рядом с дорогой.

Однако, если ваш ребёнок старше, но по какой-то причине его не обучали безопасному поведению на дороге, то никогда не поздно начать это обучение. Ведь навык безопасного участия в дорожном движении: умение быть грамотным пешеходом, пассажиром, а впоследствии и водителем — один из важнейших, жизненно необходимых навыков, многократно важнее знания иностранных языков, умения читать, считать и играть на фортепиано. Потому что этот навык поможет сохранить жизнь и здоровье вашему ребёнку. Поэтому навык безопасного поведения на дороге надо постоянно совершенствовать, доводить до автоматизма, превращая в полезную привычку.

Начните с себя! И прежде чем рассказывать вашему малышу о правилах безопасного поведения на дороге, последите за собой, всегда ли вы соблюдаете Правила дорожного движения, когда идёте с ребёнком или везёте его в коляске.

Психологи доказали, что дети с самого раннего возраста лучше запоминают именно то, что делают родители, а не то, что они говорят. Поэтому если ваши слова расходятся с поступками, если вы сами позволяете себе нарушать ПДД, когда находитесь вместе с ребёнком, это формирует у ребёнка опасную установку на то, что нарушать — можно (когда спешишь, когда никто не видит и т.п.).

Вот еще несколько советов:

  • ориентируйтесь на уровень развития вашего ребёнка. Все дети разные, а в дошкольном возрасте различия особенно заметны. Один в год уже бегает, а другой — только начинает самостоятельно ходить. Один «схватывает на лету», а другому для формирования устойчивого навыка нужно много повторений. Перед тем, как приступать к выполнению заданий «Школы ответственных родителей», оцените уровень знаний вашего ребёнка.
  • дозируйте информацию. Дробите её на такие части, которые ребёнок может воспринять и запомнить. Даже если вы уверены, что отработали определённую ситуацию, а ребёнок — закрепил соответствующий навык, полезно возвращаться к этой теме снова и снова, дополняя ситуацию новыми нюансами, которые ранее ребёнок в силу своего возраста не мог понять или заметить.

Очень важен позитивный настрой — желание ребёнка узнавать что-то новое, интересное и полезное. Если ребёнок не в духе, капризничает, устал, не выспался и т.п., лучше отложить занятие.

Каждое задание нашей «Школы ответственных родителей» посвящено конкретным ситуациям, с которыми дошкольники и их родители сталкиваются ежедневно. Это — самый базовый уровень знаний, которые могут уберечь вашего ребёнка от попадания в опасные ситуации на дороге по собственной неосторожности.

Каждое задание состоит из двух частей: объяснения, предназначенного для ребёнка, и рекомендаций для взрослого, как самому действовать в этой ситуации. Объяснение проводит взрослый (мама, папа, бабушка, дедушка, няня и т.п.), подкрепляя его демонстрацией правильного поведения. Занятия удобно проводить во время прогулок с ребёнком.

Важно! Все объяснения и демонстрации дорожных ситуаций должны проводиться строго с тротуара! Выходить на проезжую часть можно только для перехода дороги!

Итак, начнём!

ЗАДАНИЕ 1. УЧИМСЯ ДЕРЖАТЬ ВЗРОСЛОГО ЗА РУКУ

Для ребёнка (взрослый объясняет ребёнку): Во время движения по тротуару и при переходе проезжей части дороги нужно крепко держаться за руку взрослого, идти спокойно, шагом (не бегом, не подпрыгивая и т.п.), не пытаться вырваться.

Для взрослого: ребёнка нужно держать за руку крепко и надёжно. Надёжно — значит за запястье руки или за нижнюю треть предплечья. Держать за пальцы или за ладошку — ненадёжно, поскольку так ребёнок легко может выдернуть свою руку из руки взрослого, а это опасно.

ЗАДАНИЕ 2. УЧИМСЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

Перед выходом из дома и перед каждым выходом на проезжую часть дороги нужно обязательно остановиться, для того чтобы осмотреться и оценить дорожную обстановку. Это — первое правило безопасности пешехода.

Для ребёнка: Мы выходим из дома. Выйдя из двери дома (подъезда), нужно остановиться и посмотреть по сторонам, нет ли опасности. Мы выходим на тротуар. Там могут проходить люди. Надо остановиться, чтобы дать им пройти, чтобы не столкнуться с прохожими, никого не ударить случайно. При движении по тротуару будем придерживаться правой стороны.

Или (перед переходом): Мы сейчас будем переходить дорогу. Мы перейдём дорогу по «зебре». Но сначала остановимся и дождёмся зелёного сигнала пешеходного светофора. Посмотрим налево, направо и ещё раз налево. А перед тем, как переходить дорогу, обязательно посмотрим, все ли автомобили остановились и пропускают нас. И только убедившись в своей безопасности, будем переходить дорогу.

Для взрослого: Прежде всего надо привыкнуть «фиксировать» остановку перед выходом из дверей подъезда и перед тем, как ступить на проезжую часть. В англоязычных странах это называется «стоппинг». Надо много раз повторять этот «стоппинг» с ребёнком, поясняя словами необходимость остановки специально для наблюдения за дорожной обстановкой. Так, уважаемые ответственные родители, надеемся, вы уже начали выполнять со своими малышами два первых задания.

КАК ДОЛГО НАДО ВЫПОЛНЯТЬ КАЖДОЕ ЗАДАНИЕ?

До тех пор, пока у ребёнка не выработается устойчивый навык, который затем перейдёт в привычку. То есть не один раз и не два. Не торопитесь. Ведь главная цель заданий нашей «Школы ответственных родителей» — довести каждое действие ребёнка до автоматизма.

Есть такой психологический приём, который позволяет оценить, насколько малыш усвоил услышанное: взрослому надо разыграть растерянность, как будто он не знает, как поступить в рассматриваемой ситуации и спросить «совета» у ребёнка. Дети в таких случаях обычно охотно «помогают» взрослым, а взрослый сразу может оценить, запомнил ли ребёнок «урок» или необходимо повторить его ещё раз.

НУЖНО ЛИ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ПО ПОРЯДКУ ИЛИ МОЖНО ИХ ЧЕРЕДОВАТЬ?

Можно и так, и так. Однако переходить к следующему заданию лучше, когда ребёнок уже осознанно выполняет действия из предыдущего. Задания построены таким образом, что последующие задания всегда содержат элементы предыдущих. Таким образом, обеспечивается закрепление материала. И ещё одно замечание: занятия нужно проводить регулярно — желательно во время каждой или почти каждой прогулки.

Напоминаем, что каждое задание «Школы ответственных родителей» состоит из двух частей: объяснения, предназначенного для ребёнка (взрослый объясняет ребёнку), и рекомендаций для взрослого, как самому действовать в данной ситуации.

ЗАДАНИЕ 3. УЧИМСЯ ХОДИТЬ ПО ТРОТУАРУ

Для ребёнка: Мы выходим на улицу. Давай возьмёмся за руку. Покажи, как правильно взять маму (папу, бабушку и т.п.) за руку. (Проверка того, как ребёнок усвоил действия из задания № 1.) Выйдя из двери дома, мы остановимся и посмотрим по сторонам, нет ли опасности. (Стоппинг — задание № 2.)

Автомобили едут по проезжей части. Пешеходы идут по тротуару. Тротуар обычно приподнят над проезжей частью. Граница тротуара — бордюрный камень. При движении по тротуару пешеходы должны придерживаться правой стороны. Идти по тротуару надо спокойным шагом, не шалить и не безобразничать. Нельзя бежать по тротуару, мешать другим пешеходам. Тротуар — не место для игр.

Для взрослого: Выходите из дома заблаговременно, так, чтобы оставался резерв времени.

Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша. Во время движения надёжно держите ребёнка за руку (см. задание № 1). Надёжно — это значит за запястье или за нижнюю треть предплечья.

Выйдя из двери дома, остановитесь (см. задание № 2). Если у подъезда возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребёнка на это. Посмотрите вместе, нет ли движущихся автомобилей. Если у подъезда стоит автомашина или растёт дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и «выгляните» из-за него, чтобы проверить, нет ли за препятствием скрытой опасности.

Ведите по тротуару ребёнка так, чтобы он находился дальше от проезжей части, чем вы. Во время движения периодически обращайте внимание ребёнка на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили и на то, что они могут двигаться с разной скоростью: одни — быстрее, другие — медленнее. Постепенно приучайте ребёнка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать его скорость.

Это задание лучше выполнять на не очень оживлённой улице, чтобы не перегружать внимание ребёнка. Если вам нужно остановиться для объяснения или для того, чтобы показать, как мимо проезжает автомобиль, старайтесь не мешать другим пешеходам.

Важно! Соизмеряйте скорость движения свою и ребёнка.

Довольно часто приходится наблюдать такую картину, когда взрослый, как ему кажется, идёт очень медленно, но для ребёнка — это всё равно быстро. Вынуждая ребёнка идти не со своей, а с вашей скоростью (то есть почти бежать), вы фактически приучаете его торопиться. Спешка на дороге опасна!

КАК НАТРЕНИРОВАТЬ У РЕБЁНКА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ?

Наблюдательность — это одно из важнейших качеств, необходимых ребёнку на дороге. Умение вовремя замечать различные объекты, анализировать дорожную обстановку в реальном времени, обращать внимание на потенциально опасные ситуации нужно тренировать с самого раннего возраста. Необходимо приучать ребёнка замечать приближающиеся автомобили издалека, оценивать их скорость и направление движения и т.п. Для этого когда вы идёте с ребёнком по тротуару или стоите у пешеходного перехода в ожидании зелёного сигнала пешеходного светофора, полезно задавать ребёнку следующие вопросы:

  • Какая автомашина только что проехала? (Грузовая, легковая, автобус и т.п.; если ребёнок знает марки автомобилей, то он может называть марки.)
  • Какого цвета проехавший автомобиль?
  • Как он двигался? (Медленно; быстро; медленнее, чем другой автомобиль; быстрее, чем другой автомобиль.)
  • Проехав мимо, он поехал дальше прямо или повернул?
  • Если ребёнок умеет считать, вы можете вместе с ним считать проезжающие автомобили.

Такие нехитрые упражнения помогут вашему ребёнку развить наблюдательность. Это качество ему очень пригодится в дальнейшем не только для безопасного участия в дорожном движении, но и в других сферах жизни.

А теперь переходим к сегодняшнему заданию. Напоминаем, что каждое задание нашей «Школы ответственных родителей» состоит из двух частей — объяснения для ребёнка (взрослый объясняет ребёнку) и рекомендаций для взрослого, как необходимо поступать в рассматриваемой ситуации.

Уважаемые взрослые! Все объяснения необходимо проводить строго с тротуара! Выходить на проезжую часть дороги можно только для перехода!

ЗАДАНИЕ 4.  УЧИМСЯ ЖДАТЬ ЗЕЛЕНОГО СИГНАЛА СВЕТОФОРА.

При переходе дороги пешеходы обязаны руководствоваться сигналами пешеходного светофора. У него два сигнала — красный и зелёный. У транспортного светофора три сигнала — красный, жёлтый, зелёный. При отсутствии пешеходного светофора пешеходы должны руководствоваться сигналами транспортного светофора.

Объяснение для ребёнка (взрослый объясняет ребёнку): На пешеходном светофоре горит красный сигнал. Мы должны подождать зелёный сигнал. В это время автомобилям, которые едут по проезжей части дороги мимо нас, горит зелёный. Но скоро им загорится красный сигнал, а нам — зелёный, и мы перейдём дорогу по переходу. А пока давай подождём и понаблюдаем за проезжающими автомобилями. (Здесь уместно задать вопросы, упомянутые выше.)

Рекомендации для взрослого: Важно ОБЯЗАТЕЛЬНО дожидаться зелёного сигнала светофора (пешеходного). Переход на красный запрещен, даже если нет машин. Если в такой ситуации вы увидите, как другой пешеход нарушает Правила дорожного движения, объясните ребёнку, что так поступать нельзя, это опасно.

Покажите ребёнку разницу между пешеходным и транспортным светофором и объясните, что пешеходы должны переходить проезжую часть на зелёный сигнал именно пешеходного светофора. Довольно часто встречаются ситуации, когда пешеходам горит красный, транспорту (в том же направлении) — зелёный. Так бывает, когда одновременно с движением прямо попутному транспорту разрешается также поворот, траектория которого пересекает «ваш» пешеходный переход. Вместе с ребёнком понаблюдайте за дополнительной секцией c зелёной стрелкой и за выполняющими поворот автомобилями.

Кстати, дошкольнику ещё трудно концентрировать своё внимание на конкретных объектах. Если он смотрит в сторону приближающегося автомобиля, это не значит, что он видит его, то есть заметил его и удерживает его в своём внимании.

Важно! Опасно стоять на самом краю тротуара, на бордюрном камне. Есть риск, что проезжающие мимо автомобили могут вас задеть. Старайтесь стоять на полшага-шаг от края проезжей части. А когда загорится зелёный сигнал, не спешите сходить с тротуара. Посмотрите налево, направо и ещё раз налево. Убедитесь, что все автомобили остановились и нет «запаздывающих» автомашин, водители которых стремятся «проскочить» светофор в момент смены сигналов.

Обеспечение безопасности детей

  1. Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
  2. Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
  3. Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
  4. Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.

Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:

  • металлические двери
  • тревожная кнопка
  • система пожарной сигнализации
  • план эвакуации детей
  • видеонаблюдение

В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:

  • семинары
  • вопросы рассматриваются на педагогических советах
  • создана соответствующая развивающая среда
  • разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
  • ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
  • ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie